Специалистам

Консультация для учителя-дефектолога группы для детей с ТНР

Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста как с тяжелыми, так и с легкими нарушениями речи, которые исправляются в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи, включает предупреждение дислексии, дисграфии и дизорфографии, что предполагает развитие психических процессов и функций, лежащих в основе овладения чтением и письмом. Данная пропедевтическая работа обеспечивает преемственность коррекционной направленности образовательного процесса с детьми с нарушениями речи на уровне дошкольного образования и на I ступени общего среднего образования.

В целях предупреждения нарушений письменной речи у детей особое внимание необходимо уделить развитию сенсомоторной сферы (зрительного и слухового восприятия, темпо-ритмического чувства, графомоторных умений), внимания, памяти, мышления, всех сторон устной речи (произносительной, лексико-грамматической, а также связной речи), совершенствованию фонематического слуха и на их основе формированию базовых операций языкового анализа и синтеза и обучению грамоте; развитию мотивации, умений планировать свою деятельность, обнаруживать ошибки в процессе деятельности и т.д.

Для выявления детей, имеющих предрасположенность к нарушениям чтения, рекомендуется проводить скрининговое изучение с использованием стандартизированной методики А.Н. Корнева «Методика раннего выявления дислексии» и по его результатам уточнять содержание как планируемой коррекционной работы, так и консультирования законных представителей (родителей) воспитанников по вопросам предупреждения нарушений письменной речи воспитанников на последующих этапах обучения.

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Куприянова Н.О.

По материалам ИМП к 2020/2021 учебному году

 

свернуть

Консультация для руководителей физического воспитания

Обеспечение безопасных условий в учреждении образования при реализации образовательной области «Физическая культура»  («Адаптивная физическая культура»)

В целях обеспечения безопасности воспитанников физическое воспитание в учреждении образования должно быть организовано с учетом Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8), Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июня 2018 г. № 55), Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31 августа 2018 г. № 60), ССЭТ, а именно:

  1. На территории учреждения образования физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, быть исправными, водостойкими и хорошо поддаваться очистке.
  2. Для занятий по физической культуре на территории учреждения образования должна выделяться физкультурно-спортивная зона, в здании – помещения физкультурно-оздоровительного назначения (музыкальный и спортивный залы или музыкально-гимнастический зал).
  3. При вместимости учреждения образования не более 100 воспитанников зал для музыкальных занятий и зал для занятий по физической культуре могут быть совмещенными площадью 4,5 кв. м на воспитанника, но не менее 50 кв. м.
  4. Для занятий по физической культуре должна предусматриваться солнечная защита зала.
  5. В залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре влажная уборка проводится после каждого занятия.
  6. Хранение спортивного оборудования и спортивного инвентаря должно быть упорядочено. В спортивных залах спортивное оборудование и спортивный инвентарь могут храниться при проведении занятий с их использованием.
  7. Занятия по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура»), физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся руководителем физического воспитания, инструктором по лечебной физкультуре.
  8. Запрещается проведение занятий по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») и физкультурно-оздоровительных мероприятий в случаях:

наличия сложных метеорологических условий;

- неисправности физкультурно-спортивного сооружения, спортивного инвентаря и (или) спортивного оборудования;

- отсутствия утвержденного в установленном порядке акта готовности физкультурно-спортивного сооружения к проведению занятий физической культурой и спортом;

- отсутствия руководителя физического воспитания, инструктора по лечебной физкультуре.

- организация образовательного процесса

Организация физического воспитания

Физическое воспитание осуществляется в соответствии с учебной программой, типовым учебным планом, учебными программами по образовательным областям с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с ОПФР, учебными планами специального образования на занятиях по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность) с учетом возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья воспитанников.

Типовым учебным планом предусмотрено от 1 до 3 учебных часов в неделю на реализацию содержания образовательной области «Физическая культура» в разных возрастных группах воспитанников учреждения образования. Начиная со второй младшей группы (от 3 до 4 лет), предусмотрено проведение одного занятия в неделю на реализацию образовательного компонента «Спортивные упражнения» (подготовка к плаванию) образовательной области «Физическая культура» (при наличии бассейна); два занятия по образовательной области «Физическая культура» проводятся в помещении (спортивном/музыкальном зале) либо на воздухе (при хорошей погоде) в любое время года.

Обращаем внимание, что реализация содержания образовательного компонента «Спортивные упражнения» (подготовка к плаванию) образовательной области «Физическая культура» также осуществляется в различных формах организации физкультурно-оздоровительной деятельности: при проведении индивидуально-дифференцированных занятий с детьми, мероприятий активного отдыха (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья). При отсутствии бассейна проводятся три занятия по образовательной области «Физическая культура» в помещении (спортивном/музыкальном зале) либо на воздухе (при хорошей погоде) в любое время года.

Согласно пункту 7 Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группу, группу лечебной физкультуры (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2014 г. № 38) в специальную медицинскую группу для занятий физической культурой распределяются обучающиеся, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера.

Пунктом 68 ССЭТ определено, что занятия по физической культуре с воспитанниками специальной медицинской группы должны проводиться педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку, отдельно от основной группы. Повысить свою квалификацию либо пройти переподготовку руководители физического воспитания учреждений образования могут в Институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры».

Ввиду того, что Типовыми штатами и штатными нормативами численности работников дошкольных учреждений (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 мая 2000 г. № 17) должности руководителя физического воспитания и музыкального руководителя устанавливаются в группах возраста 2 года и старше, в группах второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет) реализация содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Музыкальное искусство» с учетом специфики возраста воспитанников осуществляется воспитателем дошкольного образования в специально организованной деятельности посредством использования игровых упражнений имитационного характера (5–7 минут), музыкальных произведений и пр.

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Куприянова Н.О.

По материалам ИМП к 2020/2021 учебному году

 

свернуть