Советы учителя-дефектолога

На что обратить внимание до школы?

Консультация для родителей.
развернуть

Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.

Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечается не резко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту.

В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-логопед – специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).

Уважаемые родители, как минимум за год до поступления малыша в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты:

1. Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок?

2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?

3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?

4. Насколько богат его словарный запас?

5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?

6. Хорошо ли владеет связной речью?

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

 Учитель-дефектолог Коженова Д.П.

свернуть

Автоматизируем звуки в слогах, играя!!!

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут стать причиной более медленного развития таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за нарушений речи.

При организации коррекционной работы необходимо уделить внимание такому аспекту как зрительно-моторная координация - согласование действий рук и глаз. Центры головного мозга, отвечающие за них, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. А тренировка тонких движений пальцев рук, как известно, является стимулирующей не только для общего развития ребенка и для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого нарушения у ребенка тренировке пальцев необходимо уделить особое внимание и использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний - очень важный этап в работе над формированием правильного звука у ребенка.

Однако, монотонное повторение слогов очень скоро вызывает снижение интереса у ребенка, и, как следствие, быстро надоедает ему.

Последовательная смена серий слогов решает многие задачи:

  • развивает артикуляционный праксис,
  • способствует развитию переключаемости артикуляционного аппарата,
  • помогает выработке правильных артикуляционных укладов.

На слоговом материале можно одновременно развивать у детей

  • фонематический слух,
  • чувство ритма,
  • внимание,
  • слуховую память (запоминание заданного количества слогов),
  • формировать умение выражать эмоции мимикой (дети «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.).

Предлагаемые игровые упражнения помогают автоматизировать звук в слогах в интересной и занимательной форме.

Например, игра «Стаканчики» - ребенок слушает цепочку слогов и выполняет соответствующие действия со стаканчиками:

1 вариант - у ребенка 2 стакана одного цвета, ребенок должен запомнить цепочку одинаковых/разных слогов и повторить ее, переворачивая стаканчики двумя руками одновременно или попеременно;

2 вариант – 5 стаканов разного цвета стоят в ряд. Каждому цвету стакана соответствует определенный слог. Ребенок слушает слоговую цепочку, повторяет слог и переворачивает стакан соответствующего цвета;

3  вариант – 4 разных по цвету стакана стоит в ряд. Под каждым стаканом лежит жест. Ребенок должен  повторить слоговую цепочку и показать соответствующую позу рук. В игре предполагается использовать различную силу голоса (по инструкции учителя-дефектолога).

 

Игра «Твистер» - ребенок нажимает на кнопочки определенного цвета указательными пальчиками двух рук и произносит слог/слоги.

1 вариант – ребенок должен нажимать на кнопочки чередуя два пальчика на обеих руках (указательный и средний) одновременно;

2 вариант - одна рука ребенка поднимается вверх, а вторая вниз, чередуя пальчики согласно графического рисунка, нажимая на кнопочки.

 

 

Игра «Колобки» - ребенок слушает слог, рисует круг и повторяет его. Если слог произносится громко, ребенок рисует большой круг, если тихо - маленький. В конце, можно предложить ребенку произнести слоги с разной интонацией и мимикой.

 

 

Игра «Помпошки» – ребенок выкладывает на поле помпоны соответствующего цвета одновременно левой и правой рукой и проговаривает слоги. После этого ребенку предлагается  самостоятельно проговорить слоги ещё  раз и протолкнуть помпоны вниз. В игре предусматривается усложнение:

1) одновременное нажимание на помпоны и проговаривание слога;

2) попеременное нажимание на помпоны и проговаривание слога;

3) одна рука начинает нажимать на помпошки сверху, а вторая – снизу;

4) проталкивание помпонов сначала указательным пальцем, потом мизинцем и т.д.

 

Игра «Сотрировщик» (с круглыми щипцами).

Каждому слогу соответствует цвет помпона.

Ребенок слушает определённый слог, захватывает пинцетом помпон, произносит слог, кладет его в стаканчик соответствующего цвета.

 

Игра «Рыбка».

Ребенок слушает слог, ловит соответствующую по цвету рыбку и укладывает в правильном направлении (плывет направо, вверх, вниз, налево). Далее ряд прочитывается ребенком.

 

Из опыта работы учителя-дефектолога 1 квалификационной категории Барашко О.В.

свернуть

Консультации для родителей:

Коженова Диана Петровна :2-ой, 4-ый вторник месяца 13.00- 13.30

Барашко Ольга Викторовна :1-ый , 3-ий четверг месяца 13.00-13.30

свернуть

Игры по дороге домой.

Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать  предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно)

  1. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3.«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

 глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

По материалам http://маам.ru/ Подготовил Учитель - дефектолог

1 квалификационной категории Коженова Д.П.

 

свернуть