Советы учителя-дефектолога

На что обратить внимание до школы?

Консультация для родителей.
развернуть

Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.

Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечается не резко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту.

В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-логопед – специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).

Уважаемые родители, как минимум за год до поступления малыша в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты:

1. Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок?

2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?

3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?

4. Насколько богат его словарный запас?

5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?

6. Хорошо ли владеет связной речью?

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

 Учитель-дефектолог Коженова Д.П.

свернуть

Автоматизируем звуки в слогах, играя!!!

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут стать причиной более медленного развития таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за нарушений речи.

При организации коррекционной работы необходимо уделить внимание такому аспекту как зрительно-моторная координация - согласование действий рук и глаз. Центры головного мозга, отвечающие за них, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. А тренировка тонких движений пальцев рук, как известно, является стимулирующей не только для общего развития ребенка и для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого нарушения у ребенка тренировке пальцев необходимо уделить особое внимание и использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений другой.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний - очень важный этап в работе над формированием правильного звука у ребенка.

Однако, монотонное повторение слогов очень скоро вызывает снижение интереса у ребенка, и, как следствие, быстро надоедает ему.

Последовательная смена серий слогов решает многие задачи:

  • развивает артикуляционный праксис,
  • способствует развитию переключаемости артикуляционного аппарата,
  • помогает выработке правильных артикуляционных укладов.

На слоговом материале можно одновременно развивать у детей

  • фонематический слух,
  • чувство ритма,
  • внимание,
  • слуховую память (запоминание заданного количества слогов),
  • формировать умение выражать эмоции мимикой (дети «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.).

Предлагаемые игровые упражнения помогают автоматизировать звук в слогах в интересной и занимательной форме.

Например, игра «Стаканчики» - ребенок слушает цепочку слогов и выполняет соответствующие действия со стаканчиками:

1 вариант - у ребенка 2 стакана одного цвета, ребенок должен запомнить цепочку одинаковых/разных слогов и повторить ее, переворачивая стаканчики двумя руками одновременно или попеременно;

2 вариант – 5 стаканов разного цвета стоят в ряд. Каждому цвету стакана соответствует определенный слог. Ребенок слушает слоговую цепочку, повторяет слог и переворачивает стакан соответствующего цвета;

3  вариант – 4 разных по цвету стакана стоит в ряд. Под каждым стаканом лежит жест. Ребенок должен  повторить слоговую цепочку и показать соответствующую позу рук. В игре предполагается использовать различную силу голоса (по инструкции учителя-дефектолога).

 

Игра «Твистер» - ребенок нажимает на кнопочки определенного цвета указательными пальчиками двух рук и произносит слог/слоги.

1 вариант – ребенок должен нажимать на кнопочки чередуя два пальчика на обеих руках (указательный и средний) одновременно;

2 вариант - одна рука ребенка поднимается вверх, а вторая вниз, чередуя пальчики согласно графического рисунка, нажимая на кнопочки.

 

 

Игра «Колобки» - ребенок слушает слог, рисует круг и повторяет его. Если слог произносится громко, ребенок рисует большой круг, если тихо - маленький. В конце, можно предложить ребенку произнести слоги с разной интонацией и мимикой.

 

 

Игра «Помпошки» – ребенок выкладывает на поле помпоны соответствующего цвета одновременно левой и правой рукой и проговаривает слоги. После этого ребенку предлагается  самостоятельно проговорить слоги ещё  раз и протолкнуть помпоны вниз. В игре предусматривается усложнение:

1) одновременное нажимание на помпоны и проговаривание слога;

2) попеременное нажимание на помпоны и проговаривание слога;

3) одна рука начинает нажимать на помпошки сверху, а вторая – снизу;

4) проталкивание помпонов сначала указательным пальцем, потом мизинцем и т.д.

 

Игра «Сотрировщик» (с круглыми щипцами).

Каждому слогу соответствует цвет помпона.

Ребенок слушает определённый слог, захватывает пинцетом помпон, произносит слог, кладет его в стаканчик соответствующего цвета.

 

Игра «Рыбка».

Ребенок слушает слог, ловит соответствующую по цвету рыбку и укладывает в правильном направлении (плывет направо, вверх, вниз, налево). Далее ряд прочитывается ребенком.

 

Из опыта работы учителя-дефектолога 1 квалификационной категории Барашко О.В.

свернуть

Игра и время, посвященное детям.

Ценность совместной игры

Игра доставляет маленьким детям физическое и психическое удовольствие. В игре ребенок учится выражать эмоции, соблюдать правила, вести себя в обществе. При помощи игры дети не просто получают навыки и развивают новые способности. Игра для ребенка – первый и главный путь к социализации, так как в игре всегда принимает участие несколько человек – детей и взрослых, - у каждого из которых есть своя роль.

Совместные игры важны как для детей, так и для родителей: смена привычного образа действий расслабляет, снимает стресс. Это лучший отдых для взрослого, особенно если работа поглощает почти все его время и ему редко удается побыть с семьей.

Игра настолько сближает родителей и ребенка, что даже «безнадежные» дети после нее какое-то время ведут себя примерно.

Свободная совместная игра позволяет детям брать инициативу в свои руки. Они учатся принимать решения самостоятельно и при этом без гнета ответственности.

Уважая ребенка, играя с ним честно, вы побуждаете его уважать вас и так же честно вести себя в любое время

Совместная игра помогает получить и закрепить любой жизненный навык.

Не существует правильного способа совместной игры, но есть несколько базовых принципов:

Выделите время игры с ребенком. Планируйте заранее и не отступайте от плана, лучше пожертвуйте другими делами.

Предоставляйте ребенку инициативу. Пусть он сам устанавливает правила игры, назначает ведущих и принимает решения. У взрослых есть много других арен, где они должны проявлять инициативу и нести ответственность – отдохните от этой роли.

Если у вас не один ребенок, у вас должно найтись отдельное время для каждого из них. Конечно игра «большой командой» экономит время, но если вы хотите установить близкий контакт с каждым, то постарайтесь найти для каждого «свое» время.

Вам не обязательно тратить часы на ребенка, достаточно ежедневного 15-минутного персонального общения. С детьми постарше можно играть реже – пару раз в неделю, но сама игра должна длиться дольше – час полтора.

Игру можно превратить в маленькую «семейную традицию» - собираясь в «специальный» день, заранее выбирая игру. Часто родители делают для своих детей буквально все. Они дают им лучшую еду, покупают лучшую одежду, книги, игрушки, устраивают в лучший детский садик и отдают учиться в самую престижную школу. Они делают все что в их силах, кроме одного – эти родители не играют со своими детьми. Среди всей массы дел занятого родителя нет времени на то, чтобы просто поиграть с детьми и немного подурачиться.

Научитесь играть со своими детьми,  Вы  сами удивитесь насколько долгожданными для вас и для ребенка станут такие дни.

По материалам http://pedsovet.su/ Подготовил Учитель-дефектолог

 1 квалификационной категории Коженова Д.П.

 

свернуть

Консультации для родителей:

Коженова Диана Петровна :2-ой, 4-ый вторник месяца 13.00- 13.30

Барашко Ольга Викторовна :1-ый , 3-ий четверг месяца 13.00-13.30

свернуть