Советы педагога - психолога

ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ЛЕТОМ...

Консультация психолога

В дороге
1. Словесные игры
• «Отгадайка». Ведущий загадывает слово - что-то из того, что можно увидеть за окном. Надо отгадать это слово, задавая как можно меньше наводящих вопросов вроде «Это живое?», «Это красное?» и т.п.
• «Забавные вопросы». Вы можете загадывать сами или предложить загадать ребенку, если он уже достаточно взрослый для этого. Например: «Что такое электрическая груша?» (лампочка), «Что за мячик, светящийся днем на небе?» (солнце) и т. п.
• «Кто первый». Если вы едете на наземном транспорте или поезде, то придумайте какой-нибудь предмет или существо, которое можно увидеть за окном: красную машину, корову, курицу и т.п. Выигрывает тот, кто увидит это первым.
• «Кто больше». Кто назовет больше предметов за окном: выигрывает тот, кто называет последний предмет. Можно усложнить игру и называть предметы, начинающиеся на одну букву, например, «Д» - дом, дорога, дерево, деревня...
2. Что я вижу?
Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Задавайте вопросы Например: Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?
Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»
3. Пицца в машине.
Если вы собираетесь, приехав домой, пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть; скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, то поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и как получить сушеные приправы.
На пляже
1. Шашки, шахматы, уголки, детское домино.
Дети очень любят, когда с ними играют взрослые. Эти игры, на первый взгляд кажутся простыми, но для детей возраста 5-7 лет, они очень даже полезны. Игры развивают мышление ребенка. Увлекает сам процесс. Можно устроить турнир, межу родителями и детьми, и вручить победителю маленький приз.

2. Логическая игра экспромтом
Кто-то из игроков задает тему. Например, тема цветы. И все начинают называть цветы, которые они знают. Побеждает тот, кто последний назвал цветок. Такие игры можно проводить с детьми на темы: домашние животные, дикие животные, насекомые, деревья, птицы, одежда, обувь, головные уборы, профессии. В процессе игры ребенок не только учится объединять по группам предметы, животных, но и узнает от вас что-то новое, чего возможно раньше не знал.
Активные игры
3. Золотоискатель
Все мы любим находить сокровища. Вы тоже можете порадовать своего малыша поисками если не золота, то, по крайней мере, меди. Для этого возьмите с собой на пляж сито или мелкую сетку и горсть монет. Пока ребенок играет где-нибудь поблизости, разбросайте монетки в определенном месте и присыпьте их песком. Когда все будет готово, дайте малышу сито и пусть он «добывает золото».
4. Налей и отмерь
Переливать и отмерять воду, используя, конечно, чистую домашнюю посуду, - прекрасное занятие для малышей не только дома, но и на пляже. Собирайте пластмассовые баночки, бутылочки из-под лекарств и т. д. Малыши любят играть с водой, особенно когда не надо бояться ее разлить и что-нибудь забрызгать.
В саду
1. На охоте
Соберите все игрушки, изображающие животных и птиц, и спрячьте в траве, в кустах, невысоко на деревьях. Затем маленький охотник выходит на промысел. Чем больше он найдет спрятанных зверей, тем больше его добыча. Хорошо, если охотников будет несколько. Побеждает в игре тот, у кого добыча больше. Игра развивает наблюдательность, настойчивость.
2. Искрась себя
Достаньте садовый шланг, акварельные краски, кисточки, и пусть ребенок займется рисованием. Позвольте ему раскрасить себя так, как ему вздумается, затем пусть смоет краску и начнет все сначала.
3. Пригласите маляра
Дайте ребенку ведерко с водой, большую кисть, и он часами будет «красить». Пусть он покрасит цементный пол рядом с бассейном, скамейки, игрушки — все, что не боится влаги. Он придет в изумление, наблюдая за тем, как быстро под лучами солнца исчезает вода.

Подготовил педагог-психолог Карпыза Ю.Н.

свернуть

Рекомендации родителям будущих первоклассников

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Компоненты готовности ребенка к школе

Ø    Мотивационный компонент - отношение к учебной деятельности как к общественно важному делу и стремление к приобретению новых знаний.

Ø    Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточного уровня развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление), а также наличие общих знаний о мире (время суток, элементарные математические, основные животные, домашний адрес и т.д.).

Ø    Эмоционально-волевой компонент - способность ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение.

Ø    Социально-психологический компонент – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения - словесного и невербального, межличностного и делового.

Ø    Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Ø    Психомоторный компонент предполагает: уровень общего физического развития, особенности глазомера, умение ориентироваться в пространстве, наличие способности к подражанию, степень развития сложнокоординированных движений рук.

 Основные рекомендации для родителей

1). Избегайте чрезмерных требований к ребенку. Предоставляйте ему право на ошибку. Ребенок не должен панически бояться ошибиться.

2). Способствуйте развитию у ребенка умения общаться. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым и детьми, умеет ли он взаимодействовать и сотрудничать.

3) .Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным.

4). Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, почувствовал вкус к познанию нового. Говорите с ребенком о школе и объясняйте значимость обучения. Рассказывайте о своих школьных годах.

5). Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником.

6). Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

7). Уделите особое внимание развитию произвольности поведения. Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу. Играйте с ним в различные игры с правилами. Например, «Совы и мыши», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Найди и промолчи», «Дождь», «Сорока» и т.д.

8). Каждый день занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка.

9). Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня, сбалансированное питание, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе.

 10).  Давайте ребенку упражнения для развития двух полушарий мозга. Например, «Рисование одновременно двумя руками», упражнение «Слон», «Перекрестные движения» и т. д. 

Подготовила педагог-психолог первой квалификационной категории Карпыза Ю.Н.

по материалам интернет-ресурсов: http://doshkolnik.ru

свернуть

Правило "трёх минут" в воспитании ребенка.

 

    Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей. Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему. 

    Правило “первых трех минут” заключается в том, чтобы всегда встречать близкого человека с такой огромной радостью, как будто встречаете друга, которого не видели уже много, много лет.

    И неважно, вы вернулись из магазина, в который выбегали за хлебом, или пришли домой с работы. Обычно всё, чем с вами хочет поделиться ребенок, он “выдает” в первые минуты встречи, именно в этом заключается важность не упустить это время. 

   Вы сразу заметите тех родителей, которые интуитивно выполняют правило “первых трех минут”. Например, забирая ребенка из детского сада, они всегда приседают на уровень его глаз, обнимают при встрече и говорят, что по нему соскучились. В то время как другие родители просто берут ребенка за руку, говорят “пошли”, разговаривая при этом по телефону. 

   Приходя с работы, сразу обращайте всё внимание на ребенка. Вы имеете несколько минут для того, чтобы сесть рядом возле него, расспросить о его дне и выслушать. Потом уже пойдете ужинать и смотреть новости. 

ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, А ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ

Иногда несколько минут душевной беседы значат для малыша гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе.

Для родителей и детей выражение “время вместе” имеет разное значение. Для взрослых достаточно, чтобы дети просто находились рядом с ними, когда они делают что-то дома или идут в магазин.

  А вот для детей понятие “время вместе” – это смотреть глаза-в-глаза, когда родители садятся рядом, откладывают мобильные телефоны, исключают мысли о сотнях своих проблем и совсем не отвлекаются на посторонние дела. Ребенок никогда не доверится, если чувствует, что в приоритете у родителей в момент общения есть что-то важнее, чем он. 

   Конечно, не всегда у родителей есть время на совместную игру с детьми, но в такие минуты делайте только то, что хочет ребенок. Не надо предлагать ему ваши варианты свободного времени.

   Время скоротечно, и вы не успеете опомниться, как ваши сыновья и дочери повзрослеют, поэтому не теряйте времени и начинайте строить доверительные отношения с ними уже сейчас. Пусть правило “трех минут” вам в этом пригодится. 

Подготовила: педагог-психолог Карпыза Ю.Н. по материалам сайта    https://zen.yandex.ru/

свернуть

Учите детей общаться (Консультация для родителей)

Благополучие и комфорт человека во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей – помочь детям в развитии социальных навыков.

Умение говорить, слушать также относится к числу вещей, которые ребёнок, живущий в обществе, постигает очень рано. И прежде, чем начать читать, он должен овладеть умением слушать и говорить. Ведь насколько бы легче жилось человеку, если бы он уже с рождения умел правильно и эффективно общаться! Умел бы находить общий язык с разными людьми, умел бы слушать и слышать, правильно доносить свою точку зрения до собеседника и побеждать в спорах. Но, к сожалению, от рождения в нас не заложены все эти навыки и способности, поэтому задача родителей – научить ребёнка грамотно выстраивать отношения с окружающими.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность

Важно как можно раньше объяснить ребёнку, что привлекательность человека – это гораздо больше, чем внешняя красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратности и чистоплотности, хороших манер, доброты и внимательности к окружающим.

Навыки общения.

Ребёнок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет жесты, мимику, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребёнок впитывает культуру общения из повседневной жизни.

Предложите ребёнку следующие ситуации и обсудите с ним каждый из ответов:

  • Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?
  • Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь?
  • Один мальчик (девочка) постоянно дразнит тебя и смеётся над тобой. Как ты поступишь?
  • К тебе в гости пришёл твой лучший друг. Вы с ним играете в твоей комнате, но тут приходит твой папа и приносит твоё любимое мороженое. Как ты поступишь?

Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребёнком или с кем-то из его друзей. Спросите у него, как при этом вёл себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как ещё можно было поступить в этой ситуации. Задавая ребёнку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к продуктивному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это очень важно для развития уверенности в своих силах. Благодаря этому ваш ребёнок в будущем сможет самостоятельно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями. А вот независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но эти качества можно сформировать и раньше. Прежде всего, научите его критично оценивать собственные поступки. В этом вам может помочь «Барометр доброты». Пусть каждый вечер ваш ребёнок отмечает, какой поступок он совершил: хороший – «смайлик  улыбка», плохой – «смайлик грусть». Пусть ребёнок расскажет вам, почему он считает, что совершил плохой поступок и что он может сделать, чтобы в дальнейшем не допускать подобного. Проводите такие беседы спокойно, не повышая голос, даже если услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как можно было повести себя в этой ситуации. Если ребёнок не хочет рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он отказывается говорить об этом, уже свидетельствует  о том, что он осознаёт неправильность своего поведения. В конце недели подсчитайте, каких смайликов больше, попросите его вспомнить, когда он поступил хорошо и почему он так считает.

Обязательно похвалите ребёнка за хороший поступок, за правильное решение

Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у детей чувство юмора. Люди, умеющие с улыбкой выйти из затруднительного положения, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в ладу с окружающими в любом коллективе – в детском, взрослом или разновозрастном. Быт жизнерадостным – всё равно, что быть счастливым. Ведь с чувством юмора часто соседствуют лидерские качества и находчивость, доброта и тактичность, популярность в коллективе и уверенность в себе.

 Помогите ребёнку стать хорошим другом

Беседуя с ребёнком о дружбе, можно обсудить детские пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Друга ищи, а нашёл - береги», значение слов известной детской песенки «…без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много..». Читая сказки, находим примеры дружбы сказочных героев. Хороший ли друг Буратино, Карлсон, Винни Пух? Внимательно выслушайте ответ ребёнка на этот вопрос. Его аргументы помогут вам лучше понять представления вашего ребёнка о дружбе. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им.

Следите за тем, что говорите. Дети очень чувствительны к словам родителей.

К примеру, не забывайте хвалить ребёнка не только за хорошо выполненную работу, но и за приложенные усилия.

Будьте образцом для подражания своему ребёнку

Если вы слишком требовательны к себе, частенько занимаетесь самобичеванием, впадаете в пессимистические настроения или считаете себя мечтателем, не способным на что-либо, сторонитесь общения с окружающими, то ваш ребёнок может во многом «копировать» ваше поведение.

Будьте нежны и ласковы с ребёнком

Ваша любовь как ничто другое будет способствовать повышению чувства собственного достоинства вашего ребёнка.

Постарайтесь создать дома тёплую домашнюю обстановку

Ребёнок, который будучи в собственном доме не чувствует себя в безопасности или терпит постоянные замечания и оскорбления, рискует обрести низкую самооценку и чувство неполноценности. Ребёнок, чьи родители не перестают ссориться и спорить друг с другом, больше подвержен стрессам и нервным срывам. Помните: вы должны уважать своего ребёнка.

Помогите ребёнку стать частью какой-либо команды

Будь то кружок в детском саду или школе либо спортивная секция. Сотрудничество и совместное времяпрепровождение, а не соревнование и борьба за первенство особенно полезны для формирования адекватной самооценки.

Научив ребёнка общаться, вы подарите ему возможность чувствовать себя комфортно и уверенно в различных жизненных ситуациях.

 

Подготовила педагог-психолог

первой квалификационной категории Карпыза Ю.Н.

по материалам интернет ресурса : http://doshkolnik.ru

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

* компромисс (уступки с обеих сторон); 

* интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 

* капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 

* уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);  переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 

* вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 

* чувство юмора.

 

Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

По материалам сайта http://psichologvsadu.ru/ Подготовил педагог-психолог

первой квалификационной категории Карпыза Ю.Н.

свернуть
Книга : А.Быкова "Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!"